Не понимаю почему все так взволновала сегодняшняя новость о закрытии GSC. Вернее, не понимаю, почему взволновала именно сейчас – потому что, мне кажется, это давно не новость.
Я без всякого яда это говорю. К Сергею Григоровичу я отношусь уважительно. Считаю его хорошим бизнесменом, и мне всегда нравились его непосредственность в общении и отсутствие боязни говорить разные цифры (которые обычно принято не озвучивать).
К S.T.A.L.K.E.R. как к игре я отношусь спокойно. Прошел по разу каждую из них, моды не ставил, в мультиплеере не задротствовал. Мне совершенно не нравилась вся эта мужицкая романтика и песни под гитару у костра, но была по душе тамошняя специфическая атмосфера запустения.
Вообще, S.T.A.L.K.E.R. – это, конечно, не проект, а явление. По всем законам он должен был умереть, закрыться, провалиться. Но нет – выжил, вышел и сорвал кассу. Над ним успела поработать большая часть старожилов украинского геймдева. Всем градом Киевом, если не страной, делали, можно сказать.
Я над S.T.A.L.K.E.R. не работал, но именно благодаря ему попал в геймдев. Написал рассказ «Себя выбирая…» на тематический литературный конкурс. Ничего не выиграл, но мой опус через руки художника Вити Марчевского (ныне уже покойного) попал к другому художнику – Денису Волченко. Тот как раз носился с идеей You Are Empty. Он прочитал, ему в целом понравилось, мы встретились, и так я стал сценаристом «…Empty».
Но у меня ощущение, что это было очень-очень давно. В другой жизни прямо. Тогда все было иначе. И рынок был другим, и люди, и условия, и проекты – все. Я тоже был немного другой.
Когда S.T.A.L.K.E.R. вышел, я уже работал в журнале Gameplay. Над передали финальный билд, и за три дня я облазил зону, успев выдать рецензию до дедлайна.
И я помню, что где-то между релизом первой игры и «Чистого неба» Сергей Григорович в разговоре упоминал, что игры для него – уже не главный бизнес. То есть, команда у него была, и S.T.A.L.K.E.R. как проект и как бренд развивался. И книжная серия еще не выстрелила, и Сталкер-фест был впереди, и чемпионаты по мультиплееру… Но когда-то тогда стало понятно, что GSC будет жить ровно столько сколько будет сохраняться коммерческий интерес в играх Григоровича лично.
Ну, так мне показалось. Я могу ошибаться.
И со временем это ощущение усиливалось. Рынок успел поменяться несколько раз, GSC на это никак не реагировала. В ней – глядя со стороны – вообще ничего особенного не происходило. Она не интересовала публику, потому что не делала никаких анонсов. И разработчиков она тоже давно не интересовала – в смысле, не манила новыми проектами, над которыми хотелось работать. Да, время от времени появлялись какие-то вакансии, но в целом было понятно, что там – внутри компании – простите, болотная тишь.
То есть, по сути GSC давно ушла со сцены.
И плакать, и бить в набат надо было раньше, когда видно было, что компания явно отошла от дел. Сейчас это просто оформилось в официальное заявление. И почему все плачут именно сейчас – я не понимаю. Посмотрите на ситуацию прагматично и скажите спасибо, что у нас еще есть 4А и «Метро». Чудо просто. Мастодонт среди студий-разработчиков казуалок, социалок и проектов под мобильные платформы.